В России нашли следы мезолитических поселений возрастом 10 000 лет

Учёные из Института археологии РАН раскопали следы мезолитических поселений у реки Велетьма в Нижегородской области.
Институт археологии РАН

В районе села Малое Окулово археологи изучили пять памятников-стоянок: Малое Окулово – 10, Малое Окулово -11, Малое Окулово -19, Малое Окулово – 20 и Малоокуловская – 3, общей площадью более 10 тысяч квадратных метров.

Малое Окулово-11, Малоокуловская-3 и Малое Окулово-19, вероятно, были сезонными мезолитическими стоянками, где археологи обнаружили большое количество костей животных и рыб. Это свидетельствует о том, что жители поселения занимались охотой и рыболовством. На Малоокуловской-3 исследователи обнаружили следы жилища, а именно очаг и две вырытые ямы.

Институт археологии РАН

На всех участках было обнаружено большое количество наконечников стрел, скребков и фрагменты топора. На территории Малое Окулово-19 найдено большое скопление обработанного кремня, что позволяет предположить, что это место являлось центром производства инструментов и оружия.

Возраст найденного недавно поселения составляет примерно 10 000 лет. Это говорит о том, что мезолитические охотники-собиратели, в основном занимающие водосборное пространство верхней Волги в лесной зоне западной России, проживали в нем в период бутовской культуры.

Институт археологии РАН

«Совсем недалеко от этих мест, к юго-востоку, возле села Карачарово, была открыта стоянка эпохи палеолита, а к северу, возле Владимира – верхнепалеолитическая стоянка Сунгирь, получившая всемирную известность по найденным погребениям. Кроме того, местные топонимы дали наименования для нескольких очень известных и важных археологических культур, – сказала Ася Викторовна Энговатова, заведующая Отделом сохранения археологического наследия. – Например, в непосредственной близости от места проведения раскопок были открыты поселения и могильник волосовской культуры эпохи позднего неолита (IV–III тысячелетия до н.э.) и поздняковской культуры бронзового века (III тысячелетие до н.э.), распространенных в Волго-Окском междуречье. Исследованные участки – это эталонные памятники эпохи мезолита».

Интересно, что раскопки здесь не проводились до того момента, пока участок не попал в зону строительства скоростной автомобильной трассы М12 — «Москва — Нижний Новгород — Казань».