В лёгких человека обнаружен новый тип клеток

Новооткрытые клетки поддерживают нормальное функционирование дыхательной системы и могут вдохновить учёных на создание новых методов лечения заболевания лёгких.
Схематичное изображение лёгких @ pixabay.com
В лёгких человека найдены клетки, функции которых совпадают с функциями стволовых клеток @ pixabay.com

Клетки, известные как секреторные клетки дыхательных путей (RAS), находятся в бронхиолах — крошечных ветвящихся проходах, заканчивающихся альвеолами. Альвеолы — это крошечные воздушные мешочки, которые обмениваются кислородом и углекислым газом с кровотоком.

Новые клетки RAS похожи на стволовые клетки, которые могут восстанавливать поврежденные клетки и преобразоваться в любой другой тип клеток.

Исследователи открыли клетки RAS в попытках объяснить определённые различия между лёгкими мышей и человека на клеточном уровне. Учёные взяли образцы лёгочной ткани доноров и проанализировала гены в отдельных клетках, которые и оказались ранее неизвестными клетками RAS.

Исследователи также обнаружили клетки RAS у хорьков, чья дыхательная система больше похожа на человеческую, чем у мышей. В результате учёные предположили, что в лёгких большинства млекопитающих такого же или большего размера имеются новые клетки RAS.

University of Pennsylvania

Клетки RAS выполняют в лёгких две важные функции. Во-первых, они выделяют молекулы, поддерживающие жидкую выстилку вдоль бронхиол, и помогают предотвратить коллапс крошечных дыхательных путей.

Во-вторых, они могут действовать как клетки-предшественники для клеток альвеолярного типа 2 (AT2). Это особый тип альвеол, секретирующий химическое вещество, используемое для восстановления других поврежденных альвеол. Клетка-предшественник — это клетка, которая способна дифференцироваться в клетки другого типа, подобно тому, как стволовые клетки дифференцируются в другие клетки.

Исследователи считают, что клетки RAS могут играть важную роль в заболеваниях, связанных с курением, таких как хроническая обструктивная болезнь лёгких (ХОБЛ).