В Китае обнаружены древние свидетельства употребления пива во время похорон

На юге Китая археологи обнаружили одни из самых старых сосудов с пивом. Их примерный возраст составляет 9000 лет. Но, как выяснилось позже, напиток был предназначен не для веселого времяпрепровождения.
Some of the painted pottery vessels recovered for the study. (Jiajing Wang

Во время раскопок ученые обнаружили человеческие останки двух человек, окруженных множеством керамических горшков. Некоторые из них были похожи по размеру на сегодняшние стаканы, а семь сосудов имели вытянутое горлышко. Из 50 неповрежденных сосудов исследователи изучили 20.

При анализе содержимого ученые получили образцы крахмала, фитолитов, плесени и дрожжей. Это говорит о том, что когда-то в горшках хранилось пиво, для приготовления которого использовались рис и зерно.

Благодаря многочисленным научным исследованиям у ученых выработались критерии для определения социально значимых продуктов питания. Среди данных критериев можно увидеть: трудно ли было добывать ингредиенты для изготовления продукта или сколько в определённый период требовалось времени для его производства.

Сверившись с критериями, ученые определили, что пиво в данном регионе являлось чем-то большим, нежели просто увеселительным напитком. Всё указывает на то, что распитие пива было некой ритуальной церемонией, связанной с захоронением умерших.

«Полученные данные говорят о том, что употребление пива было важным элементом доисторических погребальных ритуалов на юге Китая, — говорит антрополог Цзяцзин Ван из Дартмутского колледжа, Нью-Гэмпшир. — Но древнее пиво отличалось от современного. Это был слегка сброженный, сладкий напиток, который, вероятно, был мутного цвета».