В балтийском янтаре найдена древняя златоглазка

В янтаре возрастом 30 миллионов лет археологи обнаружили интересный вид древней златоглазки. Вместо больших глаз и четырёх длинных крыльев, учёные наблюдали хватательные ноги, делающие насекомое похожим на богомола.
Baranov et. al, Fossil Record, 2022
Отличительной чертой древнего насекомого стали хватательные ноги, похожие на ноги богомола @ sciencealert.com

Златоглазки издавна напоминают богомолов. Причина этому – конвергентная эволюция. Насекомые приобретают сходные черты, потому что адаптируются к похожим условиям.

Все ранее найденные окаменелости златоглазок-богомолов (Mantispida) относятся к меловому периоду. Но окаменелость взрослой особи златоглазки-богомола, обнаруженная недавно, является первой, относящейся к кайнозойской, то есть текущей, геологической эпохе.

Viktor Baranov

Результаты изучения окаменелости показали, что насекомое очень похоже на существующий род Mantispa. Образец длиной почти 2 сантиметра был изучен с помощью комбинации методов, включая микроскопию и рентгеновскую микротомографию, где рентгеновские лучи используются для создания трёхмерной модели.

Помимо анализа окаменелости, в исследовании поднимался ряд вопросов о том, как Mantispidae развивались за последние 66 миллионов лет и почему сохранилось так мало их останков. По мнению учёных климат точно не был причиной малочисленности данного вида, так как более 34 миллионов лет на территории Европы было достаточно тепло.

Ответ может заключаться в тенденции, которую заметили исследователи: чем ближе насекомое было к кайнозойской эпохе, тем больше их ноги напоминали хватательные ноги богомолов. Это может указывать на отсутствие видового разнообразия и немногочисленную популяцию.