Учёные выявили у муравьёв способность лечить деревья

К удивительному открытию привёл выстрел старшеклассника из рогатки.
Bruno de Medeiros/iNaturalist/CC BY 4.0
Муравей Azteca (Bruno de Medeiros)

Старшеклассник Алекс Висло из Панамы попал девятимиллиметровым глиняным шариком прямо в дерево, оставив в нём сквозное отверстие. Вернувшись к этому же дереву спустя сутки, Висло и пятеро его друзей обнаружили, что отверстие было полностью заделано. Тогда студенты в качестве эксперимента решили высверлить ещё несколько дыр, каждая из которых так же была заделана.

Позже увлекательное исследование взаимодействия деревьев и муравьёв Azteca было описано и опубликовано в рамках волонтерской программы Смитсоновского института тропических исследований в Панаме.

Взаимовыгодные отношения между муравьями Azteca и деревьями, на которых они обитают, известны учёным давно. Насекомые защищают свои «живые дома» от травоядных, получая взамен питательные маслянистые выделения из листьев. Но информация о том, что муравьи «лечат» деревья, оказалась неожиданной.

Ремонт производится с помощью материала, который муравьи находят в самом же дереве. Но заделывают они далеко не все отверстия. Из 22 просверленных отверстий заделано было только 14. По мнению исследователей, причина заключалась в том, что не все повреждения несли угрозу выводку колонии.

«Предположительно, насекомые заделывают те отверстия, которые подвергают уязвимые яйца муравьёв воздействию патогенов, хищников или изменениям параметров окружающей среды», — заявили исследователи.

Это предположение подтверждается данными, полученными в рамках экспериментов: муравьи эвакуируют свой выводок перед началом заделывания отверстий. Однако, учёные предполагают, что деревья тоже получают от этого взаимодействия определённую выгоду.