Учёные узнали, как дышат под водой «ныряющие» ящерицы

Необычная техника дыхания позволяет анолисам находиться под водой до 16 минут
«Ныряющая» ящерица © Amazing World, youtube.com

Анолисы – один из наиболее известных и многочисленных родов подотряда «Ящерицы». Именно анолисов чаще всего заводят в качестве домашних питомцев, поэтому об их жизни известно многое. Как оказалось, далеко не всё.

Изучая анолисов, учёные-биологи из Канады и США недавно обнаружили мутацию. Чтобы адаптироваться к изменениям в окружающей среде, некоторые виды ящериц эволюционировали – и получили способность дышать под водой, используя «воздушный пузырь». За эту способность ящериц назвали «ныряющими».

Открытие стало большой неожиданностью. Наблюдение за ящерицами показало: некоторые из них могут находиться под водой до 16 минут. Всё это время ящерицы дышат воздухом из «воздушного пузыря» – тонкой плёнки, которая образуется из их кожи. Погружаясь под воду, например, чтобы скрыться от хищника, анолисы вдыхают воздух в этот специальный пузырь и могут не всплывать несколько минут.

«Повторное дыхание» анолисов заинтересовало учёных. По словам автора исследования, Криса Бочча из Университета Торонто, способность «ныряющих» ящериц долго находиться под водой обусловлена строением их кожи. Все анолисы обладают гидрофобным кожным покровом, который отталкивает воду, а значит, может удерживать и воздух. Эксперимент с кислородными датчиками подтвердил: во время погружения ящерицы дышат воздухом из пузырей.

Эволюция полуводных ящериц даёт много новых данных, но вызывает и много вопросов. Учёные планируют продолжать исследование, чтобы выяснить причины и последствия мутации.

Похожие темы