Учёные раскрыли механизм образования металлических зубов у жутких морских червей

В рамках нового исследования учёные обнаружили белок, который способствует эффективному соединению химических компонентов в челюсти червей.
Herbert Waite/CC BY-SA
Челюсть жуткого морского червя состоит из меди, меланина и белка @ sciencealert.com

Мотыль, также известный как «щетинистый червь» — плотоядное животное, которое может показаться безобидным, но на самом деле это не так. Мотыли прячутся глубоко в иле на морском дне, где поджидают свою добычу, чтобы схватить её своими устрашающими челюстями, которые частично состоят из меди и содержат парализующий яд.

«Это очень неприятные животные, поскольку они вспыльчивы, и их легко спровоцировать, — говорит биохимик Герберт Уэйт из Калифорнийского университета в Санта-Барбаре. — Когда мотыли сталкиваются с другими червями, они начинают сражаться, используя свои медные челюсти в качестве оружия».

В новом исследовании учёные попытались определить механизм образования в организме мотылей этих устрашающих металлических зубов, около 10% структуры которых составляет медь. Ранее отмечалось, что сочетание меди и меланина, который также входит в состав челюстей мотыля, защищает их от истирания. Это помогает челюстям сохраняться в хорошем состоянии на протяжении всей жизни червя, длительность которой обычно составляет около пяти лет.

Исследователи препарировала мотыля, проанализировали ткань челюсти и изучили культивированные клетки. В результате они определили структурный белок, помогающий различным химическим компонентам эффективно объединяться в челюсти мотылей. Учёные предполагают, что рассматриваемый белок, называемый многозадачным белком (МЗБ), настолько эффективен, что может быть использовать в процессе производства новых материалов.

«Мы не ожидали, что белок с таким простым составом, в основном состоящий из глицина и гистидина, будет выполнять столько функций», — сказал автор исследования.

По словам исследователей, МЗБ выполняет многочисленные химические функции в непрерывном процессе производства челюстей мотылей. К ним относятся связывание меди, катализирование образования меланина и сборка полученной смеси из белка, меди и меланина, которая и составляет челюсти.