Учёные поняли, почему у многих коз и баранов аномальное количество рогов

Многие животные семейства Bovidae обладают странной особенностью — количество рогов у них не ограничивается двумя, а достигает четырёх и даже шести. О существовании баранов и коз с этой загадочной морфологической аномалией известно уже несколько веков, однако до недавнего времени учёные так и не могли объяснить её природу.

Недавно учёные наконец нашли источник возникновения у жвачных парнокопытных аномального количества рогов. Удалось это сделать благодаря анализу геномов более 2000 представителей семейства, который провели исследователи.

Как выяснилось, всё дело в одном-единственном гене, мутация которого и приводит к морфологическим изменениям у коз и овец — HOXD1. Этот ген является гомеозисным, а значит отвечает за процессы роста и дифференцировки в организме. Несмотря на то, что у изучаемых парнокопытных были выявлены разные мутации, все они приводили к сильному снижению количества белка, вырабатываемого этим геном.

Исследователи установили, что именно HOXD1 отвечает за рост у коз и овец рогов в предназначенных для этого участках на голове животных. Когда этот ген мутирует, участок, называемый роговым бугорком, откуда у животных растут рога, разделяется на части. Происходит это ещё на эмбриональной стадии развития особи. В результате у животного по мере роста образуется аномальное количество рогов — более двух.

Открытие удивило учёных. Они не ожидали, что ген HOXD1 может быть связан со странным количеством рогов у полорогих животных. Впрочем, удивительным оказалось и то, что HOXD1 у парнокопытных вообще имеет такие функции — контроль за правильным ростом рогов. Открытие заставило учёных предположить, что ген приобрёл такую функцию только с появлением на земле семейства Bovidae.