У детёнышей осьминогов вырастают сотни таинственных органов, исчезающих по мере их взросления

Внутренние органы и части тела человека растут, развиваются и сохраняются на протяжении всей его жизни. А вот у осьминогов дела обстоят иначе.
Villanueva et al., Frontiers in Marine Science, 2021

Перед рождением эмбрионы осьминогов имеют сотни микроскопических структур, известных как органы Кёлликера. Эти крошечные органы расположены по всей поверхности тела маленького осьминога. Они могут скрываться в небольших карманах на коже, а могут раскрываться в виде крошечных зонтиков из щетинистых волокон.

Учёные знали об этих загадочных органах на протяжении десятилетий, но не имели представления, для чего они нужны и почему атрофируются задолго до достижения взрослого возраста.

В исследовании, опубликованном в журнале Frontiers in Marine Science, учёные изучили 17 эмбрионов осьминогов с помощью метода световой микроскопии. Они погружали образец в жидкость и просвечивали его, чтобы увидеть труднодоступные структуры.

Из 17 изученных образцов 15 имели органы Кёлликера. Остальные относились к головоногим осьминогам, которые рождаются относительно большими и проводят всю свою жизнь в глубинах океана. Почти все 15 образцов с загадочными органами рождаются очень маленькими и плавают к поверхности.

Выяснилось, что органы Кёлликера равномерно распределены по телу молодых осьминогов, и они, как правило, одного размера, независимо от размера самого эмбриона. Также исследователи обнаружили, что, когда все органы полностью раскрыты, площадь поверхности животного увеличивается на две трети. Обладая способностью значительно увеличивать или уменьшать площадь своей поверхности, молодые осьминоги могут беречь энергию, передвигаясь по океанским течениям.

Ещё один интересный факт – органы Кёлликера могут преломлять свет. Это значит, что они способны сделать контур детеныша расплывчатым и защитить его от хищников.Если данные органы связаны с маскировкой, тогда учёные могут объяснить, почему многие осьминоги, обитающие на глубоком темном дне океана, их не имеют. В тёмных глубинах камуфляж не нужен.

Фото: Villanueva et al., Frontiers in Marine Science, 2021