Опасный грибок может стать причиной исчезновения лягушек

Водный грибок, который привёл к исчезновению нескольких видов земноводных, теперь угрожает и амфибиям, обитающим на суше.
Diego Moura-Campos/UNICAMP

В Бразилии исследователи зафиксировали беспрецедентную смертность среди вида крошечных лягушек, известных как тыквенные жабы. Они обитают в тропических лесах Атлантического океана вдали от водоёмов. Причиной гибели стало заражение происходит грибком Batrachochytrium dendrobatidis, вызывающим хитридиомикоз.

Результаты исследования, опубликованные в журнале Biological Conservation, показывают, что обычно гриб представляет угрозу для земноводных, которые большую часть жизни проводят в воде.

«Грибок поражает кожу земноводного, через которую происходит газообмен, — сказал автор исследования. — Инфекция вызывает физиологический дисбаланс, и животное в конечном итоге умирает от сердечного приступа».

Учёные изучали грибок в разных ситуациях, но редко фиксировали животных, умирающих от грибковой инфекции на суше. Это первое исследование, демонстрирующее подобный феномен.

Исследователи фиксировали заболеваемость и смертность инфицированных лягушек во время эксперимента, проведённого в биологическом заповеднике Серра-ду-Джапи в Сан-Паулу в период с мая 2018 года по май 2019 года.

Результаты исследования показали любопытный факт: мёртвые и умирающие особи тыквенных жаб были обнаружены после периода засухи.

Возможно, недостаток влаги в лесной почве заставил животных искать воду в ручьях, где они и заразились грибком. Другая потенциальная причина заключается в том, что период засухи может серьезно ослаблять иммунную систему лягушек, из-за чего они становятся более уязвимыми перед грибком.

Фото: Diego Moura-Campos/UNICAMP