Наука

Обнаружены микробы, способные обходиться без кислорода

Учёные из университета Бигелоу обнаружили под поверхностью Земли древних микробов, способных производить энергию весьма необычным способом.
Исследовательская группа, возглавляемая Рамунасом Степанаускасом, старшим научным сотрудником Лаборатории наук об океане при университете Бигелоу, работала над анализом геномов различных микробов и изучала их эволюцию. В ходе работы учёные обнаружили две группы микробов, которые не обладают способностью дышать, чтобы синтезировать аденозинтрифосфат, универсальный источник энергии в клетках.

Внимательное изучение этих микробов позволило установить, что они получают энергию в процессе ферментации. Эти древние формы жизни просто не научились дышать в процессе эволюции. Судя по всему, они появились, когда в атмосфере Земли просто ещё не было кислорода, а именно в первые два миллиарда лет существования нашей планеты.

Когда в атмосфере Земли появился кислород, почти все организмы приспособились и научились дышать, но этим двум видам, живущим на глубине нескольких десятков метров под поверхностью нашей планеты, новая способность просто не понадобилась.

Открытие наглядно демонстрирует, насколько разнообразной может быть жизнь на одной планете. Именно поэтому учёные не оставляют найти следы жизни и на других планетах — никогда нельзя быть уверенным в том, что знаешь наверняка, какие формы она приняла под воздействием тех или иных условий.

226 Просмотрели