Новый пример сотрудничества рыб и ракообразных

Наука

В природе существует множество примеров взаимовыгодных отношений животных и организмов. Симбиотические сообщества живых организмов — один из неотъемлемых факторов поддержания биоразнообразия и экосистемы нашей планеты. О симбиозе сухопутных существ науке известно уже достаточно много. Однако с подводным миром дела обстоят сложнее. Учёные по-прежнему находят всё новые и новые примеры взаимовыгодных связей у глубоководных организмов.

Такой случай произошёл и недавно — когда исследователи из университета Делавэра изучали взаимоотношения существ, живущих в водах Белиза.

Учёные заметили, что помацентровые рыбы Stegastes diencaeus агрессивно защищают водоросли, которыми они питаются. Можно сказать, что эти рыбы — своего рода фермеры, защищающие свой урожай от непрошенных гостей. Несмотря на небольшие размеры, Stegastes diencaeus пугают, атакуют и преследуют любого, кто окажется на их территории. Но сравнение этих рыб с фермерами — не случайно. Кроме урожая, который они оберегают, у них есть и одомашненные существа.

В какой-то момент учёные обнаружили, что единственные, кого Stegastes diencaeus не пытаются прогнать — мизиды Mysidium integrum. Эти крошечные планктонные ракообразные живут в тех самых водорослях, что употребляют в пищу рыбы-фермеры. Но почему же рыбы не прогоняют мизид?

Оказалось, всё дело во взаимовыгодном сотрудничестве существ. И оно действительно работает по принципу одомашнивания. Рыбы дают мизидам возможность жить в принадлежащих им водорослях, обеспечивая мизид безопасностью. А мизиды в свою очередь выделяют питательные вещества и обогащают ими водоросли. Так рацион рыб становится более насыщенным полезными микроэлементами.

И действительно — состояние рыб, содержащих в своих водорослях мизид, оказалось лучше, чем у рыб, которые не имеют таких одомашненных компаньонов. Это было подтверждено с помощью анализа водорослей, которые употребляют Stegastes diencaeus, а также организма самих рыб. Исследователи подытожили: связь Stegastes diencaeus и мизид — яркий пример взаимовыгодных отношений, построенных по принципу одомашнивания.

Открытие учёных в очередной раз показывает, что наши знания о симбиозе в подводной среде пока что очень далеки от исчерпывающих. Нам ещё только предстоит обнаружить многие новые примеры и способы образования сообществ подводными организмами.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Мы в Мы Вконтакте