Новаторское исследование подтверждает, что у птерозавров действительно были перья

Долгое время учёные считали, что все динозавры были покрыты чешуей, как современные ящерицы. Так было до тех пор, пока археологи не обнаружили останки вымерших животных, покрытых перьями.
pixabay.com
В ископаемом образце учёные обнаружили разветвлённые структуры, схожие с перьями птиц @ pixabay.com

Окаменелость Tupandactylus imperator, недавно обнаруженная в залежах древнего известняка на северо-востоке Бразилии, свидетельствует о существовании когда-то птерозавра, тело которого было покрыто перьями.

«Мы совсем не ожидали это увидеть, — сказал палеонтолог Од Чинкотта из Университетского колледжа Корка в Ирландии. — В течение десятилетий учёные спорили о том, были ли у птерозавров перья. Найденный образец поставил точку в этом споре».

До сих пор исследователи предполагали, что птерозавры были покрыты нитевидными структурами, называемыми пикноволокнами.

Но на новом бразильском образце были найдены не только похожие на усы однонитевые структуры, отходящие от черепа существа, но и разветвлённые, похожие на перья, которые ранее на останках птерозавров не наблюдались.

Эти структуры сопоставимы с конструкцией перьев современных птиц, что является убедительным доказательством того, что ископаемые разветвленные образцы представляют собой перья, состоящие из стержня и зазубрин.

Согласно результатам анализов, перья были унаследованы от авеметатарзального предка, общего как для динозавров, так и для птерозавров.

Изучая окаменелость с помощью электронной микроскопии, исследователи обнаружили в мягких тканях животного многочисленные микротела, определённые как меланосомы — органеллы, содержащие меланиновые пигменты, ответственные за цвет кожи, волос, шерсти и оперения. Меланосомы в обнаруженном ископаемом имели различную форму — это позволяет предположить, что оперение птерозавра могло быть разноцветным.

Хотя точно неизвестно, зачем 100 миллионов лет назад T. imperator было необходимо разноцветное оперение, учёные предполагают, что разные цвета могли использоваться для привлечения противоположного пола с целью спаривания.