Муравьи создают «социальный» метаболизм, передавая жидкости через поцелуй

Насекомые целуют друг друга, чтобы передавать жидкость, необходимую для отлаженной работы колонии.
pixabay.com

У муравьёв вида Camponotus floridanus есть некий общий метаболизм. Но каждое отдельное насекомое имеет в желудке специфическую жидкость, состав которой зависит от роли муравья в сообществе.

«У отдельных муравьёв есть два желудка: один для переваривания пищи, а другой, «социальный желудок», для хранения жидкостей, которыми насекомые делятся друг с другом внутри колонии», — объясняет биолог-эволюционист Адриа Лебёф из Университета Фрибурга.

Точная функция этих «социальных» жидкостей неизвестна. Другие социальные насекомые, такие как плодовые мухи, используют слюну для создания социальной системы кровообращения, обмениваясь друг с другом питанием, иммунными клетками и гормонами. Когда учёные проанализировали все белки, обнаруженные в «социальных» желудках муравьёв, они обнаружили, что их слюна наполнена различными биомаркерами в зависимости от их социальной роли в колонии.

В 70 колониях и 40 отдельных образцах жидкости исследователи обнаружили 519 белков, 27 из которых содержатся в слюне независимо от жизненного цикла колонии, стадии жизни или условий окружающей среды. Остальные белки имели индивидуальные характеристики.

Например, молодые колонии выделяли слюну, заполненную белками, участвующими в быстрой переработке сахара. А более старые колонии обменивались белками, необходимыми для роста их молодых муравьёв и более продолжительной жизни пожилых.

Также ученые обнаружили, что передаваемые через слюну гормоны определяют, какую социальную роль муравей играет в колонии. Например, в желудке муравьёв-медсестёр, которые заботятся о яйцах, больше белков, связанных с окислительным стрессом. Другие муравьи передают медсёстрам, которым нужно жить дольше, чтобы вырастить следующее поколение, молекулы, способствующие долголетию.