Исследование: микробы могут сделать вас более привлекательным для комаров

Комары обнаруживают потенциального хозяина по различным сенсорным признакам, таким как температура вашего тела и углекислый газ, выделяемый вашим дыханием. Определённую роль играют и запахи.
Комар на коже @ Frederic Labaune, Momenat, Getty Images

Известно, что мыши, заражённые малярией, начинают иначе пахнуть, что делает их более привлекательными для комаров. Сейчас иммунологи университета Коннектикута обнаружили, что некоторые вирусы могут изменять и запах тела человека, делая его более привлекательным для комаров.

Комары часто выступают в роли переносчиков вирусов. Комар, укусивший человека, заражённого вирусом, может заразиться вирусом и передать его следующему человеку, которого он укусит. Учёные задались вопросом, изменяют ли запах человека вирус денге или вирус Зика. И, если да, то есть ли способ сделать человека менее привлекательным для комаров?

Исследование проводили на мышах и комарах, находящихся в разных камерах, которые сообщаются друг с другом воздуховодами. Подопытных животных, заражённых денге и вирусом Зика, посадили в одну из камер. Здоровых животных — в другую, а комаров поместили в третью.

Находясь в отдельном отсеке, комары не могли реагировать на температуру заражённых и здоровых мышей. Также они не обращали внимания на выделяемый мышами углекислый газ. Уровень его выделения не изменился у испытуемых с денге. Зато у мыши с вирусом Зика выделяли его куда меньше незаражённых.

вирус Зика, ZIKV @ www.cmd-online.ru

Исключив два фактора, влияющих на привлекательность мышей для комаров, учёные приступили к эксперименту. Они начали поочерёдно направлять потоки воздуха из разных камер с мышами в камеру с комарами. Это позволило им оценить то, как комары реагируют на запахи от заражённых мышей.

При помощи фильтров исследователи выделили из воздуха около газообразных химических 20 соединений из мышиных запахов. Методом исключения они определили три, на которые комары реагируют наиболее живо. Самым же привлекательным оказался ацетофенон, который заражённые лихорадкой денге мыши выделяли в 10 раз интенсивнее здоровых.

Тогда учёные пригласили людей-добровольцев, а затем нанесли каждому на одну руку запах больной лихорадкой мыши, а на другую — запах здоровой особи. Оказалось, что комары охотнее слетаются к «больной» руке!

Исследование показало, что вирус лихорадки денге и вирус Зика активизируют выработку ацетофенона организмом носителя. Последний делает человека «лакомым кусочком» для комаров. Кусая заражённых этими вирусами людей, насекомые затем переносят заболевания дальше.

Ацетофенон обычно используется в качестве ароматизатора в парфюмерии. Интересно, что производят его бактерии, живущие на коже и в кишечнике людей и мышей. Дальнейшие опыты показали, что привлекают комаров именно «выделения» кожных бактерий.

Исследователи уверены, что полученная ими информация поможет в будущем разработать более эффективные лекарства от указанных выше заболеваний. Также они уверены, что их исследование станет основой для создания новых высокоэффективных репеллентов, отпугивающих кровососущих насекомых.