Древние люди могли использовать огонь около миллиона лет назад

Исследователи использовали искусственный интеллект для того, чтобы обнаружить признаки костров на стоянке нижнего палеолита в Израиле. Были обнаружены кремниевые орудия, которые контактировали с огнём.
Новый спектроскопический прибор может помочь понять, когда древние люди начали использовать огонь @ pixabay.com

Овладение огнём было важным для древнего человека. Это позволило ему готовить пищу, получать из неё больше питательных веществ, что способствовало увеличению размера мозга людей. Использование огня позволяло мигрировать в более суровый климат. Однако исследователи до сих пор не установили, когда именно древний человек начал осознанно использовать огонь.

В новом исследовании учёные изучали стоянку нижнего палеолита в Израиле. Она возникла около миллиона лет назад. Для идентификации огня на археологических объектах важны различные визуальные признаки, среди которых покраснение почвы, её усадка или деформация. Однако в новом исследовании учёные использовали специальные спектроскопический прибор. Он способен обнаружить химические соединения, свидетельствующие о воздействии тепла на окаменелости.

На стоянке не были обнаружены признаки использования огня. Однако в жёлто-сером песке на стоянке учёные нашли не только окаменелости животных, но и кремневые инструменты древних людей. Спектроскопический прибор показал, что некоторые из них были нагреты до высоких температур. Это доказывает их контакт с огнём.

Пока команда исследователей не может исключить и воздействие лесных пожаров на эти инструменты. Однако стоянка располагалась на открытой местности. Это позволило учёным выдвинуть гипотезу о том, что миллион лет назад люди могли использовать огонь.

В дальнейшем новая технология, которую учёные описали в журнале PNAS, поможет повторно изучить многие древние артефакты, найденные в других местах нижнего палеолита. Это позволит более точно установить, когда именно наши древние предки начали осознанно использовать огонь.