Давно забытый континент помог древним животным освоить Западную Европу 40 миллионов лет назад

Учёные предполагают, что расположенный между Европой, Африкой и Азией континент Балканатолия, который существовал около 40 миллионов лет назад, был неким сухопутным мостом между Азией и Европой.
pixabay.com

Около 34 миллионов лет назад, в конце эпохи эоцена, огромное количество млекопитающих из Западной Европы исчезло в результате внезапного вымирания, известного сейчас как Grande Coupure. Согласно результатам предыдущих исследований, в это же время на материке появились азиатские виды млекопитающих, но найденные на Балканах окаменелости меняют ход событий. Согласно анализу найденных останков, некий биорегион позволил животным освоить юго-восточную Европу за 5–10 миллионов лет до Grande Coupure.

Чтобы провести расследование, учёные из Французского национального центра научных исследований повторно изучили окаменелости, найденные в районе, охватывающем современный Балканский полуостров и Анатолию, самый западный выступ Азии. Они определили, что ступенью для перемещения животных из Азии в Западную Европу служил континент Балканатолия. Интересно, что преобразование отдельного континента в сухопутный мост и последующее переселение азиатских млекопитающих совпало с некоторыми палеогеографическими изменениями.

Alexis Licht, Grégoire Métais/CNRS

Анализ ископаемых показал, что около 50 миллионов лет назад Балканатолия была изолированным архипелагом, отдельным от соседних континентов, где процветала уникальные виды животных, отличные от животных, обитающих в Европе и Восточной Азии. Но падение уровня моря, растущие антарктические ледяные щиты и тектонические сдвиги соединили континент с Западной Европой между 40 и 34 миллионами лет назад. Это позволило азиатским млекопитающим, включая грызунов и парнокопытных животных, отправиться на запад.

Также учёные обнаружили фрагменты челюстной кости, принадлежащей носорогоподобному животному, возраст которого составляет примерно 38–35 миллионами лет назад. Окаменелость может являться старейшим азиатским копытным, обнаруженным в Анатолии на сегодняшний день, и быть старше Grande Coupure по крайней мере на 1,5 миллиона лет. Это также подтверждает то, что азиатские млекопитающие переселялись в Европу через Балканатолию. Путь в Европу через Балканатолию был, возможно, более благоприятным для животных, чем пересечение Средней Азии, которая в то время была более сухой, холодной и пустынной.