Биологи выяснили причину, по которой прикосновения вызывают стресс у растений

Учёные давно знают, что прикосновение может вызвать у растений стрессовую реакцию. Но до сих пор не было известно, как это работает на молекулярном уровне.
pixabay.com
Учёные обнаружили несколько генов, участвующих в запуске защитной молекулярной реакции @ pixabay.com

От порезов ножом до укусов животных и проливных дождей — каждое прикосновение активирует у растений защитную молекулярную реакцию. Понимание того, как работает этот процесс, может помочь исследователям в самых разных областях, от здоровья растений до получения более высоких урожаев.

«Для активации генов и высвобождения гормонов стресса мы протёрли кресс-салат мягкой щеткой, — говорит биолог Оливье Ван Акен из Лундского университета в Швеции. — Затем мы использовали генетический скрининг, чтобы найти гены, отвечающие за стресс».

Меньше было известно о том, как этот процесс работал в других частях растения, таких как их листья. Некоторые данные говорили о том, что такие соединения, как жасмоновая кислота, участвовали в преобразовании ранних химических сигналов и влияли на изменение поведения или роста, но для составления полной картины учёным не хватало данных.

Генетический скрининг искал мутантные формы растения, которые, как известно, по-разному реагируют на повторяющиеся физические прикосновения. Результаты прошлых исследований анатомии растений, особенно их корней, показали, что определённые белковые каналы реагируют на искажения в клеточных мембранах, вызывая химические сигналы.

В результате исследователи обнаружили шесть отдельных генов, участвующих в реакции на прикосновение. Три из них находились в сигнальном пути, связанном с жасмоновой кислотой, и три — в отдельном сигнальном пути.