Беспозвоночных возрастом 24 тысячи лет оживили, а затем повторно заморозили

Подопытные черви-коловратки попали в вечную мерзлоту Якутии около 24 тысяч лет назад. Там они и находились в состоянии заморозки всё это время.
Коловратка © Choksawatdikorn/Shutterstock/FOTODOM

Их современные «родственники» подобных экспериментов не пережили, а вот древние черви с задачей справились.

Исследователи из Института физико-химических и биологических проблем почвоведения РАН обнаружили их, а затем провели над коловратками ряд опытов. Результаты они опубликовали в журнале Current Biology.

«Пока это самое надежное свидетельство того, что многоклеточные живые существа могут прожить десятки тысяч лет в состоянии, когда их обмен веществ останавливается практически полностью», — цитирует ТАСС одного из авторов исследования, Станислава Малявина.

Кто такие коловратки и что они умеют?

Коловратки — очень примитивные многоклеточные, но, несмотря на это, они могут похвастаться способностью выживать в самых экстремальных условиях. Некоторые виды коловраток уже миллионы лет обходятся без полового размножения, но умудряются при этом не вымирать до сих пор.

Ещё коловратки способны переносить неожиданные и весьма продолжительные засушливые периоды, «высушивая» себя. Если воды начинает не хватать, коловратки быстро себя высушивают, а затем впадают в анабиоз. Перед этим они вырабатывют вещества, которые позволяют им этот анабиоз пережить. Как только воды снова становится вдоволь, коловратки выходят из «спячки» и оживают.

Подобным образом некоторые виды коловраток реагируют и на мороз. На морозе вода замерзает, значит, её тоже может не хватить. Например, бделлоидные коловратки, живущие на севере России, способны пробыть в замороженном грунте до десяти лет, а потом, как ни в чём не бывало оттаять и жить дальше.

Исследования коловраток удивили учёных

Учёные заинтересовались этой особенностью беспозвоночных. Поэтому они решили исследовать жизнеспособность коловраток из рода Adineta. Их обнаружили на глубине около 4 метров на якутской реке Алазея. Взяв несколько коловраток в лабораторию, учёные их размножили, изучили их геном, а затем подвергли их повторной заморозке.

Выяснилось, что геном древних коловраток роднит их с современным видом Adineta vaga, живущих преимущественно в Европе. Но хорошая переносимость повторной заморозки — отличие древних коловраток от современных. Многие ныне живущие коловратки просто не выносят повторной заморозки. Просто в их клетках формируются кристаллы льда, разрушая организмы беспозвоночных изнутри.

Итак, учёные смогли доказать, что многоклеточное существо можно заморозить и хранить его на протяжении многих лет, а затем вернуть его к жизни. Увы, пока людей и животных не получается аналогичным образом заморозить. Но учёные надеются, что смогут узнать, как защитить ткани человека и других млекопитающих от разрушения в ходе заморозки.