Белый клевер умеет постоять за себя

Исследователи из Вашингтонского университета установили, что всем известный сорняк выделяет цианид при повреждении листьев.
Белый клевер умеет постоять за себя

Белый клевер – сорняк, который растёт по всему миру. Более чем вероятно, что если вы прямо сейчас выйдете на улицу, то сразу обнаружите его у себя во дворе. Это распространённое растение, которое очень не любят все дворники, появилось около 20 тысяч лет назад в результате скрещивания двух европейских видов клевера.

Распространённое растение – клевер белый

Происхождение белого клевера было установлено много лет назад, а совсем недавно биологи Вашингтонского Университета в Сент-Луисе раскрыли генетическую предысторию его особенности, опасной для насекомых-вредителей.
Белый клевер выделяет токсичный цианид при повреждении тканей его листьев. Такая реакция, называемая цианогенезом, служит химической защитой растения от насекомых-вредителей. Исследование, опубликованное в журнале New Phytologis, показало, как белый клевер приобрёл свою суперспособность не дать себя съесть, хотя оба родителя у него совершенно безобидные.
По словам ведущего автора исследования Кеннета М. Олсена, гены, необходимые для цианогенеза, происходят от обоих родительских видов белого клевера. Очень примечательно, что родительские виды клевера белого занимают очень узкие экологические ниши – первый растёт только на прибрежных утёсах вдоль Атлантического океана в Западной части Европы, второй – только в высокогорьях Альп. Следовательно, широкая распространённость белого клевера отчасти объясняется цианогенезом.
Кеннет Олсен и его сотрудники объединили генетические карты высокого разрешения с анализом последовательности генома. Это позволило установить, что каждый из двух диплоидных предков клевера белого внёс один из двух химических компонентов, необходимых для цианогенеза, то есть произошел процесс гибридизации, получился совершенно новый вид растения.
Новые виды, образованные таким способом, иногда сохраняют полные геномы обоих родительских видов. Следовательно, такой новый вид потенциально может быстро адаптироваться, и как результат – размножаться.
Но, как ни странно, науке известно очень мало примеров гибридизации, дающей сильное преимущество, но химическая защита белого клевера, похоже, один из них.