В комете, упавшей на Землю, обнаружены следы сверхновой

Исследователи из университета Йоханнесбурга выяснили, что часть кометы, найденная в Египте, содержит вещество, оставшееся от сверхновой.
Первое, полученное на Земле свидетельство существования сверхновой типа Ia @ phys.org
Первое, полученное на Земле свидетельство существования сверхновой типа Ia @ sciencealert.com

Сверхновые звёзды типа Ia представляют собой вспышки света, являющиеся результатом взрыва белого карлика, потухшего космического светила. Взрывы сверхновых происходят, когда белая карликовая звезда поглощает другую. По мнению учёных из университета Йоханнесбурга, они смогли найти на Земле свидетельства существования такой сверхновой.

Исследователи выдвинули гипотезу о происхождении обнаруженного в Египте в 1996 году камня Гипатия. В их работе, опубликованной в журнале Icarus, утверждается, что остаток яда кометы, оказавшийся на Земле, содержит частицы пыли и газового облака, окружавшего сверхновую звезду типа Ia.
Камень Гипатия представляет собой алмазосодержащую породу. В ней нет силикатов, характерных для земной коры. Ещё в 2015 году было доказано его внеземное происхождение. В новом исследовании использовалась PIXE-спектроскопия, основанная на рентгеновском излучении. Этот метод позволил изучить элементарный состав породы.

Образец камня Гипатия @ sciencealert.com

Учёные обнаружили, что в веществе, из которого состоит камень Гипатия, есть два типа элементарного состава. В первом нет элементов, которые были бы тяжелее кислорода. Во втором типе прослеживается стабильная структура с разными химическими элементами: от алюминия до цинка. Этот элементарный состав второго типа говорит о том, что порода откололась от родительского тела во время взрыва белого карлика, перетянувшего на себя много вещества звезды-компаньона. Атомы пыли и газа, оставшегося после сверхновой, по мнению исследователей, сформировали родительское тело Гипатии. Вероятно, это произошло в облаке Оорта или в поясе Койпера. Когда Гипатия оказалась в атмосфере Земли, в породе могли возникнуть микроалмазы. Само небесное тело упало на юго-западе Египта в 1996 году.

Если гипотеза учёных подтвердится в ходе дальнейших исследований, камень Гипатия будет первым на нашей планете доказательством вспышки сверхновой типа Ia.