Учёные смогли «заглянуть» в самые тёмные лунные кратеры

На Луне есть места, куда никогда не попадают солнечные лучи. Учёные использовали алгоритм машинного обучения HORUS, чтобы получить изображения 44 областей Луны.
У Луны нет «тёмной стороны», однако в некоторые глубокие кратеры свет действительно не попадает @ pixabay.com

На спутнике Земли есть глубокие кратеры в полярных областях Луны. Высокие стены защищают дно кратера от солнечных лучей. По мнению исследователей, температура в них может достигать -163 градусов по Цельсию. Вероятнее всего, в этих кратерах находится водяной лёд, толщина которого несколько метров.

Проверить эту версию можно будет после 2024 года, когда NASA отправит миссию на Луну. Однако уже сейчас исследователи нашли способ «заглянуть» в глубокие тёмные кратеры. Прямой солнечный свет действительно не попадает на дно, однако свет отражается от стен кратера и ближайших гор. Этот свет уловил орбитальный аппарат Lunar Reconnaissance Orbiter. Данные аппарата оказались зашумлены, поэтому на изображениях невозможно понять детали.

Помочь учёным всё же разглядеть то, что находится на дне, помогает алгоритм машинного обучения HORUS. Он способен очистить от шума данные, полученные от аппарата Lunar Reconnaissance Orbiter. Команда исследователей получила изображения 44 областей Луны, которые постоянно были в тени. Их диаметр — более 40 метров.

По мнению руководителя исследования Валентина Бикеля, пока трудно говорить о наличии чистого поверхностного льда в затемнённых областях. Судя по полученным изображениям, лёд смешан с лунной почвой.

Изображение, показывающее внутреннюю часть постоянно затененного кратера @ pixabay.com
Изображение, показывающее внутреннюю часть постоянно затенённого кратера @ sciencealert.com

Полученные данные могут помочь при дальнейших исследованиях спутника Земли. Учёные смогут разрабатывать для миссий на Луну новые маршруты, которые будут проходить и по постоянно затемнённым местам. Скафандры смогут обеспечить лишь несколько часов пребывания в таких кратерах, поэтому важно уже сейчас продумать, какие именно объекты должны посетить астронавты в поисках льда. Кроме того, новые данные полезны и для роботизированных миссий. Результаты исследования появились в журнале Geophysical Research Letters.