Создана космическая карта с изображением 25000 чёрных дыр

Космос
Создана космическая карта с изображением 25000 чёрных дыр

Международная команда учёных составила космическую карту, на которой видны более 25000 чёрных дыр. Это самая детальная карта за всю историю астрономических наблюдений на низких частотах. Карта будет опубликована в журнале Astronomy & Astrophysics.

На первый взгляд небо, показанное на карте, может показаться усеянным звёздами. Но не стоит торопиться с выводами, ведь на самом деле светящиеся объекты на изображении — сверхмассивные чёрные дыры. А их свечение — радиоизлучение отторгаемой дырами материи. Не должна вводить в заблуждение и компактность космической карты: расстояния между объектами на ней достигают миллионов световых лет. Всё потому, что все изображённые чёрные дыры находятся в различных, далёких друг от друга галактиках.

Сама карта стала для учёных итогом многих лет напряжённой работы с крайне сложными астрономическими данными. Для воплощения проекта в жизнь исследователям пришлось изобретать новые методы конвертации радиосигналов в наглядное изображение космоса. Получившаяся в итоге карта — сочетание 256 часов наблюдений за Северным небесным полушарием. Наблюдения осуществлялись с помощью 52 станций, входящих в установку LOFAR — радиоинтерферометр, который позволяет делать астрономические наблюдения на низких частотах.

При создании карты учёным пришлось разрешить множество трудных вопросов. Главный из них связан с ионосферой Земли, которая искажает картину при наблюдениях с помощью длинных радиоволн. Это искажение происходит за счёт свободных электронов ионосферы, создающих эффект преломления. Чтобы избавиться от этой проблемы учёные использовали суперкомьютеры, алгоритмы которых каждые 4 секунды автоматически исправляют искажение, вызванное ионосферой.