Пауки на МКС научились «жить и работать» без гравитации

Spider via Getty

Вопрос давно интересует учёных, поэтому они отправили пауков на МКС для проведения ряда экспериментов. Понравилось ли паукам на орбите — неизвестно, зато исследователи смогли узнать о них кое-что интересное.

Не все любят жить с пауками в небольших помещениях. Но космонавтов никто не спрашивал. Впервые к ним на МКС пауков подселили ещё в 2008 году. Тогда всё закончилось диким кошмаром.

Из-за отсутствия гравитации пауки сошли с ума, разбежались по клеткам друг друга, а потом начали плести паутины на потолке контейнеров. Для пропитания к паукам подселили фруктовых мушек. Предполагалось, что они будут попадать в паутины, благодаря чему пауки смогут контролировать их популяцию.

Увы, мушки не часто попадались в сети дезориентированных в невесомости пауков, поэтому всё пошло прахом. Мушек никто не ел, поэтому их развелось столько, что стеклянный контейнер с подопытными пауками и их удачливой добычей был доверху забит мушками так, что из-за них больше ничего не было видно.

Тогда результаты исследования не опубликовали, но о пауках, сошедших с ума в космосе, вспомнили чуть позже, уже в 2011 году, когда решили повторить эксперимент с новыми условиями. Новых пауков доставили на МКС в стеклянных контейнерах и начали наблюдать за тем, как они будут себя вести на этот раз.

Сначала ситуация повторялась, но затем выяснилось, что у пауков есть резервная система ориентации в пространстве. Когда гравитация полностью отсутствует, пауки ориентируются на свет. Лампа, которая освещала контейнеры с пауками, стала для арахнидов настоящим спасением.

Ориентируясь на лампу, пауки быстро сообразили, что к чему, а затем начали довольно быстро плести паутину, которая ничем не отличалась от тех, что плелись ими же на Земле. Эта способность очень удивила учёных, ведь пауки никогда не жили без гравитации на Земле.