Большие галактики «воруют» газ у своих соседей

Космос

В самом центре любой галактики есть гигантское облако. Такие облака часто называют звёздными колыбелями, ведь именно из их молекулярного газа рождаются звёзды. Недавно астрофизики из университета Западной Австралии выяснили, что молекулярного газа хватает далеко не всем галактикам — у некоторых его просто «крадут».

Так как молекулярный газ — строительный материал для звёзд, любая галактика нуждается в нём, чтобы расти. Если же галактике не достаёт этого материала, её развитие сильно замедляется. Учёные заметили, что именно это и происходит с так называемыми галактиками-спутниками — галактиками, которые вращаются по орбите вокруг своих более крупных собратьев.

Но в чём же причина нехватки молекулярного газа в галактиках-спутниках? Австралийские учёные вместе со своими коллегами со всего мира решили это выяснить. Однако даже для специалистов эта задача оказалась нелёгкой. Ведь молекулярный газ крайне сложно засечь в ходе непосредственных астрономических наблюдений. Поэтому учёные осуществили исследование в несколько подходов.

Сначала они создали специальную компьютерную симуляцию. С помощью неё было подсчитано возможное количество молекулярного и атомного газа, которое можно засечь телескопами Аресибо и IRAM 30m. Затем учёные осуществили уже реальные наблюдения газа с помощью этих телескопов. В итоге результаты наблюдений сравнили с изначальными прогнозами. Данные почти не расходились. Их анализ помог учёным определить, куда же исчезает молекулярный газ из галактик-спутников.

Как выяснилось, всё дело в «прожорливости» больших галактик, вокруг которых они вращаются. Большие галактики буквально «воруют» газ у своих маленьких компаньонов за счёт своего сильного гравитационного поля. Закономерность проста: чем ближе галактика-спутник к своему большему в размерах собрату, тем большее количество молекулярного газа этот собрат заберёт себе. Так галактики-спутники лишаются возможности порождать большое количество звёзд и быстро расти.

Этот процесс и предопределяет незавидную судьбу галактик-спутников. Почти во всех случаях они оказываются обречены на слияние с большей в размерах галактикой.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Мы в Мы Вконтакте