Астрономы обнаружили лёд в крупном каньоне Марса

Необычайно большое количество льда было обнаружено в системе каньонов протяженностью 4 000 километров, известной как Долины Маринер. Получить новые данные учёным удалось с помощью орбитального аппарата Trace Gas Orbiter (TGO).
pixabay.com

Его прибор FREND фиксирует эпитепловые нейтроны, что позволяет исследователям отслеживать содержание льда в почве Марса на глубине до метра от поверхности.

«TGO может находить «оазисы» марсианской воды, скрытые под многометровым слоем пыли и грунта, которые раньше для нас были недоступны, — сказал заведующий отделом ядерной планетологии Института космических исследований РАН Игорь Митрофанов. — Прибор FREND обнаружил участок в системе каньонов в долинах Маринер, 40% поверхности которого покрыто залежами льда».

Исследователи выяснили, что центральная часть Маринер, заполненная льдом, очень похожа на районы вечной мерзлоты на Земле, где вода под сухой почвой всегда остается замёрзшей из-за низких температур.

ESA/DLR/FU Berlin (G. Neukum), CC BY-SA 3.0 IGO
ESA/DLR/FU Berlin (G. Neukum)

Регион с большим количеством льда по размеру равен Нидерландам. Он пересекается с участком Кандор Часма, одним из крупнейших каньонов в системе Маринер. Обычно в этой области минералы содержат очень мало жидкости, поэтому исследователи полагают, что обнаруженное вещество находится в форме водяного льда под поверхностью планеты.

Интересно, что учёные пока не смогли объяснить, как на Марсе мог сохраниться лёд. Давление и температуры на экваторе планеты должны препятствовать образованию подобных запасов. Исследователи предполагают, что этому может способствовать определённая неизвестная комбинация геоморфологических условий Маринерис.