Астрономы нашли таинственный источник повторяющихся радиосигналов

Источник радиосигналов, расположенный недалеко от центра галактики, называется ASKAP J173608.2-321635. Астрономы так и не смогли выяснить, чем является это таинственное космическое тело.
The galactic center in radio wavelengths. (MeerKAT/SARAO)

ASKAP J173608.2-32163 был зафиксированрадиоинтерферометром в обсерватории «Мерчисон», расположенной на западе Австралии. Это один из самых чувствительных радиотелескопов, предназначенный для изучения глубин нашей Вселенной.

«Мы описываем ASKAP J173608.2-321635 как высокополяризованный переменный радиоисточник, расположенный недалеко от Галактического центра и не имеющий сходства ни с одним другим известным на данный момент космическим телом, – говорит группа астрономов из Сиднейского университет Австралии. – ASKAP J173608.2-321635 может представлять собой новый класс космических объектов, обнаруживаемых с помощью радиоизображений».

ASKAP J173608.2-32163 переменчив: он может излучать радиоволны неделями, а затем резко затихнуть. Ориентация колебания его электромагнитных волн искажена как линейно, так и по кругу. Также ASKAP J173608.2-32163 довольно сложно обнаружить. С апреля 2019 года по август 2020 года сигнал был зафиксирован 13 раз.

Загадочный источник радиоволн не был виден ни в рентгеновских лучах, ни в ближнем инфракрасном диапазоне, ни в архивах радиоданных. Эта неуловимость ставит перед учёными непростую задачу.

Известно, что существует несколько типов звёзд с разной длиной радиоволн. Например, звёзды, которые периодически увеличивают своё свечение, или близкие двойные системы с активными хромосферами. Но отсутствие обнаружения таинственного объекта в рентгеновских лучах и в ближнем инфракрасном диапазоне исключает данные варианты.

Также учёные отказались от пульсара – нейтронной звезды с активными лучами света, похожей на космический маяк. Пульсары меняют яркость с регулярной периодичностью, чего не зафиксировано в наблюдениях за ASKAP J173608.2-32163. Рентгеновские двойные системы, гамма-всплески и сверхновые также были исключены.

Тем не менее объект имеет общие свойства с загадочным сигналом, обнаруженным недалеко от центра Галактики. Он известен как транзиентный источник радиосигналов в Галактическом центре. Три транзиента были зафиксированы в 2000-х годах, но так и остались до конца неизученными.