Астрономы нашли ближайшую к Земле чёрную дыру

Она находится на расстоянии около 1560 световых лет.
GAIA/ESA, DPAC
Астрономам удалось определить местонахождение ближайшей к Земле чёрной дыры благодаря данным Gaia @ sciencenews.org

Большинство известных чёрных дыр поглощают газ у массивных звёзд-компаньонов. Но подобные чёрные дыры — не самый распространенный вид в нашей галактике. Гораздо более многочисленны спокойные чёрные дыры, которых астрономы мечтали найти десятилетиями. Предыдущие заявления об обнаружении таких чёрных дыр до сих пор не подтвердились.

Поэтому учёные обратились к недавно полученным данным космического корабля Gaia, которые точно отображают положения миллиардов звёзд. Звезда, вращающаяся вокруг чёрной дыры на безопасном расстоянии, не будет поглощена, но она будет передвигаться вперёд и назад под действием её гравитации. Учитывая это, астрономы могут определить присутствие чёрной дыры.

Из сотен тысяч звёзд, которые выглядели так, будто их притянул невидимый объект, только одна казалась подходящим вариантом. Последующие наблюдения с помощью других телескопов подтвердили, что обнаруженный объект — чёрная дыра.

Ближайшая из обнаруженных чёрных дыр получила название Gaia BH1. Её масса примерно в 10 раз превышает массу Солнца и вращается вокруг похожей на Солнце звезды. Gaia BH1 находится на расстоянии около 1560 световых лет от Земли. Следующая ближайшая чёрная дыра находится на расстоянии около 3200 световых лет.

Следующие данные от Gaia должны быть получены в 2025 году. Учёные предполагают, что они раскроют много информации о чёрных дырах, которые в настоящее время остаются для нас загадкой.