Астрономическое дежавю: учёные три раза засекли свет от одной звезды

Свет от взрыва звезды, обнаруженный в разное время в трёх разных местах неба поможет астрономам изучать расширение Вселенной.
Астрономическое дежавю: учёные три раза засекли свет от одной звезды

Чудовищная гравитация скоплений далёких галактик искривляет пространство вокруг себя настолько, что искривляет даже свет. Лучи света, исходящие от этих скоплений, искривляясь, доходят до нас с разных сторон. Такое явление называется гравитационным линзированием. Благодаря гравитационному линзированию астрономы из Копенгагенского университета смогли увидеть с помощью телескопа Хаббл взорвавшуюся звезду в трёх областях неба.

Учёные рассчитали, что в 2037 году обнаружат взрыв этой же звезды в четвёртый раз. Это поистине уникальный случай для исследования не только практически непосредственно процесса взрыва звезды, но и предполагаемое расширение Вселенной.

Теория относительности Эйнштейна описывает гравитацию не как силу, а как искривление пространства. Гравитация, вызванная сверхтяжёлыми объектами, вынуждает планеты обращаться вокруг звёзд, а также отклоняет световые лучи.

Самые тяжёлые структуры во Вселенной – скопления галактик – отклоняют световые лучи далёких галактик настолько сильно, что кажется, будто эти галактики расположены совсем не там, где их обнаружили. Процесс выглядит таким образом: излучение далёких галактик идёт разными путями, обходя скопление галактик, а на Земле астрономы радуются редкой удаче, наблюдая свет от одной галактики в разных областях неба.

Астрономическое дежавю: учёные три раза засекли свет от одной звезды
Искривление света гравитацией скоплений галактик

В чём же заключается эта редкая удача? Дело в том, что одни пути световых лучей длиннее других, следовательно, они идут к нам дольше. Чем ниже скорость, тем больше будет гравитация. Выходит, мы можем наблюдать совершенно разные явления и объекты, например, различные стадии взрыва звезды.

Астрономы из Центра изучения Зари Вселенной в Копенгагене посчитали, что один из маршрутов света от наблюдаемой сверхновой на 21 световой год длиннее другого и в 2037 году мы снова обнаружим сверхновую.

«Эта звезда взорвалась 10 миллиардов лет назад, задолго до образования нашего Солнца, а вспышка только что добралась до нас», – объясняет Габриэль Браммер, исследователь из Центра изучения Зари Вселенной.

Сверхновую, названную SN-Requiem, можно увидеть на трёх из четырёх фотографий галактики. Каждое представляет собой изображение определённого этапа развития взорвавшейся звезды. На последних двух изображениях она еще не взорвалась.

Учёным остаётся только ждать 2037 года и надеяться увидеть взрыв SN-Requiem. Если это событие произойдёт, то оно подтвердит новую теорию гравитации, а также докажет расширение Вселенной.