На поверхности Титана обнаружили кристаллические органические молекулы

Д ля учёных ледяной спутник Сатурна Титан -- идеальный объект для изучения пребиотической химии и возникновения жизни вне Земли.
На поверхности Титана обнаружили кристаллические органические молекулы

Титан окутывает азотная атмосфера, в которой происходят сложные химические процессы, подпитываемые солнечной радиацией и магнитным полем Сатурна. На нём есть углеводородные озёра, на экваторе расположены дюны из органического вещества, а сезонное испарение и осаждение углеводородов напоминает круговорот воды на Земле.

В новом исследовании учёные-планетологи в небольших стеклянных цилиндрах воссоздали условия, существующие на Титане. Благодаря этому удалось раскрыть важное свойство двух простых молекул нитрила – ацетонитрила и пропионитрила – они могут находиться в виде минералов на поверхности ледяной луны Сатурна.

У Титана такая же плотная атмосфера, сезонные изменения погоды как и у Земли, но химический и минералогический состав двух планет значительно различается. Эти данные о строении Титана получены от миссии NASA/ESA «Кассини-Гюйгенс», отправленной к Сатурну и его спутникам.

Планетологи считают, что Титан является превосходнейшим местом для изучения процесса зарождения жизни: углеводороды на Титане в магнитном поле Сатурна под воздействием солнечной радиации и космических лучей образуют органические молекулы разного размера и сложности. Учёные почти уверены, что ацетонитрил и пропионитрил присутствуют в характерной жёлтой дымке на Титане в виде аэрозолей, которые оседают на поверхность и накапливаются в виде твёрдых кусков минералов.

Свойства этих молекул на Земле хорошо известны, но как они ведут себя в условиях, подобных Титану, ещё только предстоит изучить. Об этом говорит Томче Рунчевски, исследователь из Южного методистского в Техасе:

«Простые органические молекулы, жидкие на Земле, на Титане при минус 180 градусах представляют собой твёрдые ледяные минеральные кристаллы. Ацетонитрил и пропионитрил преимущественно находятся в кристаллической форме, которая создаёт высокополярные наноповерхности, служащие шаблонами для самосборки других молекул».

Исследования в данном направлении продолжаются и возможно, вскоре учёные представят неопровержимые доказательства теории самозарождения жизни.