Морское дно на большой глубине очень хрупкое и малоизученное: там кромешная тьма, холод, высокое давление, ограниченное поступление пищи с поверхности. Океанологи опасаются, что повреждённая экосистема на глубинах свыше 4000 метров будет восстанавливаться десятилетиями.
Конгресс МСОП соберётся уже в эти выходные во Франции, поскольку такой серьёзный запрет невозможно обсудить дистанционно. За введение моратория на разработку глубоководных участков морского дна выступают около 1400 национальных ведомств, неправительственных организаций и групп коренного населения.
Также предлагается дать больше полномочий Международному управлению по проблемам морского дна – ISA, которое регламентирует разработку драгоценных камней в пределах национальных исключительных экономических зон.
Некоторые области океанского дна богаты различными минералами, например, полиметаллическими конкрециями. Полиметаллические конкреции – это небольшие каменные образования, включающие некоторые металлы, например, никель и медь. Эти металлы используются в производстве блоков питания для электромобилей. Природа создала их как по заказу, но расположила на глубине 4-6 километров.
Коммерческая глубоководная разработка морского дна в настоящее время не ведётся по причине отсутствия технологий глубоководной добычи, но есть компании, которые начали инвестировать средства в разработку таких технологий.
ISA, уполномоченная ООН разработать правовую основу добычи минералов в море для организаций «на благо мира и людей», выдала уже 30 разрешений на разведку морского дна.
По словам Мэтью Джанни, сооснователя объединения природоохранных НПО по защите морского дна, опасность неотвратима: добыча нужных большому бизнесу минералов со дна океана начнётся в течение двух лет.
Учёные обнаружили, что зоны с высоким содержанием полиметаллических конкреций также богаты биоразнообразием. И невозможно предугадать, как отразится разработка морского дна на таких экосистемах.